Боевое использование самолетов Хеншель Хш-126

Боевое использование самолетов Хеншель Хш-126

Поставки Hs-126А в люфтваффе начались летом 1938 г. К середине сентября -времени Судетского кризиса — в строю было 42 машины модификаций А-0 и А-1. В ноябре-декабре 1938 г. 6 самолетов Hs-126А-1 поставили в Испанию, в группу А/88 легиона Hs-126А «Кондор». Самолеты применялись для разведывательных полетов, а иногда — как легкие бомбардировщики. После окончания гражданской войны 5 уцелевших к тому времени «Хеншелей» передали испанцам. Самолеты в течение ряда лет служили в 41-м отдельном звене в Испанском Марокко.

К моменту начала Второй мировой войны Hs-126А и В почти вытеснили более старые машины из отрядов взаимодействия с армией: из 29 отрядов на «Хеншелях» летало 23 (267 самолетов, из них 232 исправных). 20 отрядов Hs-126 участвовало в Польской кампании, в ходе которой они полной мерой подтвердили свое предназначение — «взаимодействие с армией», выполняя весь спектр задач, предусмотренных предвоенными наставлениями. Кроме тактической разведки, они корректировали артиллерийский огонь, а также эпизодически наносили штурмовые удары — в тех случаях, когда авиационная поддержка была необходимой, а других доступных самолетов не было. Потери были весьма ощутимыми — в ходе Польской кампании люфтваффе лишились 25 Hs-126, из них 16 было сбито в воздушных боях. Ещё 40 машин получили повреждения.

По состоянию на 10 мая 1940 г. люфтваффе располагали 277 Hs-126 (из них 234 боеспособных). Для участия в решающем наступлении, начавшемся на Западном фронте в тот день, люфтваффе сосредоточили 30 отрядов взаимодействия с армией, а в течение последующих недель к ним присоединились ещё пять. В ходе кампании на Западе они решали те же задачи, что и в Польше, а после выхода к Ла-Маншу Hs-126 применялись для патрулирования побережья. 12 отрядов Hs-126 весной 1941 г. приняли участие в боевых действиях на Балканах.

Хеншель Хш-126 на Восточном фронте

Для участия в операции «Барбаросса» люфтваффе выделили 60 отрядов взаимодействия с армией — лишь 2.(H)/Aufkl.Gr. 14 действовал в Северной Африке, в составе немецкого Африканского корпуса. Несмотря все усилия по перевооружению, ближнеразведывательные части летали все на тех же «хеншелях», что и в Польской кампании, боях на Западе и на Балканах. Такие самолеты составляли подавляющее большинство из 388 машин, числящихся в составе отрядов взаимодействия с армией — кроме них, имелись также в небольшом количестве оборудованные аэрофотоаппаратами истребители Bf 109 и Bf 110, легкие самолеты связи Физелер Fi-156 и некоторые другие.

Первое время Хеншели Хш-126 действовали относительно успешно, но зимнее наступление Красной армии 1941/42 г. привело к тяжелым потерям в авиации, вследствие чего пришлось расформировать 12 отрядов взаимодействия с армией. Ряд частей отвели на отдых. По состоянию на 1 марта 1942 г. на Восточном фронте действовало 25 ближнеразведывательных отрядов, из них 16 летало на Hs-126. В течение весны-лета большинство этих частей было перевооружено новыми самолетами FW-189, но к 1 сентября 1942 г. на фронте ещё оставалось 103 Hs-126. К весне 1943 г. «Хеншелей» в разведывательных частях практически не осталось. Уцелевшие Hs-126 передавались в ночные штурмовые группы (в частности, на них летала NSGr. 7), а также части буксировщиков планеров. В последнем качестве они эксплуатировались практически до конца войны.

В ВВС Греции самолетами Hs-126К-6 вооружили 3-ю миру (эскадрилью). В октябре 1940 г. — апреле 1941 г. они участвовали в борьбе против итальянских войск и вермахта.

Henschel Hs-126 представлял собой типичный для второй половины 30-х гг. ближний разведчик, ориентированный на решение целого спектра задач взаимодействия с армией. Машина достаточно неплохо показала себя в кампаниях 1939-1941 гг., но впоследствии была вытеснена более современными самолетами.

Источник - airaces.ru