Юнкерс Ju-52/3m

Юнкерс Ju-52/3m

Юнкерс Ju-52/3m — cамолет, претендующий на звание наиболее известного изделия фирмы «Юнкерс» и, вне всякого сомнения — наиболее долговечный самолет этой марки. Проектирование, осуществлявшееся под руководством Э. Цинделя, началось в 1930 г. Предполагалось создать машину, способную заменить в производстве и на гражданских авиалиниях одномоторные машины Junkers W-33 и трехмоторные G-31. В новом самолете должны были сочетаться прочная конструкция планера, высокая надежность и низкие эксплуатационные расходы.

Изначально Ju 52 проектировался как одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси и характерной для самолетов «Юнкерса» гофрированной обшивкой. Конструкция предусматривала быструю смену шасси с колесного на лыжное или поплавки, а в бортах и крыше фюзеляжа сделали большие люки, облегчающие применение самолета в качестве грузового.

Прототип Ju 52ba впервые поднялся в воздух 13 октября 1930 г. Однако одномоторный вариант не нашел спроса — помимо прототипа построили лишь 6 таких машин. Крупнейший потенциальный заказчик — фирма «Люфтганза» — предложил превратить самолет в трехмоторный, что и было сделано. 7 марта 1932 г. был облетан первый экземпляр с тремя моторами — Ju-52/3m de с 9-цилиндровыми двигателями «Пратт энд Уитни» «Хорнет» (600 л.с). Летом того же года начались поставки таких машин заказчикам — как в Германии, так и за рубежом. Весной 1934 г. первые Ju 52/3m поступили в формировавшиеся пока в тайне части люфтваффе.

В общей сложности с 1934 г. по 1944 г. изготовили 4555 военных самолетов Юнкерс Ju-52/3m, в т.ч. 2977 — фирмой «Юнкерс», 1058 — ATG, 4 — PIRT и 516 — «Амио».

Основные военные модификации Junkers Ju-53/3m

Ju 52/3m g3e — 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения BMW 132А-3 (725 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета MG 15 (на верхней турели и в нижней выдвижной установке); возможно размещение на внешней подвеске до 1500 кг бомб (3 250-кг или 30 50-кг). Экипаж — 3 чел. При применении в транспортном варианте возможна перевозка 18 пассажиров или 12 раненых на носилках или 1845 кг груза. Изготовлено 1027 единиц (873 фирмой «Юнкерс» и 154 — ATG).

Ju 52/3m g4e — вместо костыля применено хвостовое колесо, усилены шасси и пол грузовой кабины, устроен грузовой люк по типу имевшегося на одномоторных Ju 52. Силовая установка и пулеметное вооружение аналогичны Ju 52/3m g3е. Выпускался с 1935 г. Выпущено 1053 экземпляра (933 «Юнкерсом» и 120 — ATG). Некоторое количество приспособлено для эксплуатации в условиях Северной Африки — такие самолеты обозначались Ju 52/3m g9e, или же Ju 52/3m g4e(trop). 12 единиц переоборудованы в «эскортные» машины для сопровождения групп транспортных самолетов, совершавших полеты в Северную Африку. Они сохранили турель с пулеметом MG 15, получили дополнительную башню с 20-мм пушкой MG 151/20, два боковых MG 15 и один MG 15 во вновь установленной нижней корзине.

Ju 52/3m g5e — двигатели BMW 132Т-2 (830 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,92-мм пулемет MG 15 на верхней турели; возможна установка 2 таких же пулеметов в боковых окнах. Экипаж 5 чел. Выпускался в 1939-1941 гг., изготовлен 231 самолет — все «Юнкерсом».

Ju 52/3m g6е — аналог Ju 52/3m g5e с упрощенным составом радиооборудования. Выпущено 173 машины: 13 «Юнкерсом» и 160 — ATG.

Ju 52/3m g7e — увеличен бортовой грузовой люк, ликвидирован грузолюк в крыше фюзеляжа. В состав оборудования введен автопилот. Стрелковое вооружение — 1 7,92-мм пулемет MG 15 на верхней турели (на части машин — ещё один такой пулемет в надкабинной турели); возможна установка два таких же пулеметов в боковых окнах. Экипаж — 4 чел. С 1941 г. «Юнкерс» выпустил 134 самолета.

Ju 52/3m g8e — двигатели BMW 132Z (850 л.с). Стрелковое вооружение первоначально аналогично Ju 52/3m g7e, но на самолетах первых серий отсутствовала возможность установки надкабинной турели. В ходе производства на верхней турели стали устанавливать 13,2-мм пулемет MG 131. Самый массовый вариант — с 1941 г. выпущено 1421 самолет (793 фирмой «Юнкерс», 624 — ATG и 4 — PIRT; кроме того, последняя фирма изготовила 22 самолета для ВВС Венгрии).

Ju 52/3m g10e — внесены незначительные изменения. Выпускался фирмой «Амио», изготовлено 200 самолетов, в т.ч. некоторое количество Ju 52/3m g11e с противообледенительной системой и Ju 52/3m g12e с бронированием кабины экипажа.

Ju 52/3m g14e — двигатели BMW 132L (830 л.с). Стрелковое вооружение — 1 13,2-мм пулемет MG 131 на верхней турели; возможна установка 2 7,92-мм пулеметов MG 15 в боковых окнах. Кабина экипажа частично бронирована. Фирма «Амио» изготовила 316 единиц.

Ju 52/3m See — поплавковый военно-транспортный вариант. Переоборудовано несколько самолетов, в т.ч. модификаций Ju 52/3m g4e и Ju 52/3m g8e.

Ju 52/3m MS — самолет-тральщик для борьбы с магнитными минами. Переоборудовано несколько десятков машин. Такие самолеты получили прикрепленный к нижней поверхности крыла кольцевой обтекатель с катушкой индуктивности внутри. Для питания этого устройства служил специальный генератор с приводом от автомобильного бензомотора мощностью 55 л.с. — этот агрегат устанавливался в фюзеляже. Самолет-тральщик летел над морем на высоте 50 м, а создаваемое соленоидом сидное магнитное поле вызывало детонацию мин с магнитными взрывателями.

«Амио» ААС.1 «Тукан» — самолет французского производства. С конца 1944 г. до начала 1948 г. выпущено 415 машин.

CASA 352 — вариант, выпускавшийся по лицензии в Испании с 1945 г. Изготовлено 170 единиц, получивших в ВВС обозначение Т.2

Летно-технические характеристики самолета Юнкерс Ju 52/3m

Двигатели: BMW 132А-3

мощность, л.с.: 725

Размах крыла, м.: 35,02

Длина самолета, м.: 26,3

Высота самолета, м.: 7,5

Площадь крыла, кв. м.: 184

Масса, кг:

пустого самолета: 5725

взлетная: 10 508

Скорость, км/ч:

максимальная: 305

крейсерская: 240

Время набора высоты 1000 м, мин: 4,0

Практический потолок, м.: 6000

Дальность полета, км.: 1540

Источник - airaces.ru