Служба и боевое применение Blohm und Voss BV 138

Служба и боевое применение Blohm und Voss BV 138

Начало поставок серийных BV 138А-1 совпало по времени с операцией «Везерюбунг» — занятием Дании и Норвегии. Поэтому первые машины этого типа поступили в транспортную группу KGr.z.b.V 108, занимавшуюся переброской войск и грузов в Норвегию. В июне 1940 г. BV 138А-1 вооружили отряд 1 ./Ku.FI.Gr. 506, с октября действовавший над Бискайским заливом. К концу года к нему присоединился 2./Ku.FI.Gr. 906 с гидропланами той же модификации. В ходе службы самолеты BV 138А-1 зарекомендовали себя не с лучшей стороны ввиду проблем с мотоустановками и пушечным вооружением. В середине 1941 г. оба отряда вывели из Франции для перевооружения более современными модификациями «Морского змея».

В начале 1941 г. в части начали поступать «Блом и Фосс» BV-138В. Весной их получил отряд 2./Ku.FI.Gr. 406, с июля базировавшийся в Норвегии и действовавший против арктических конвоев. Разворачивание производства BV 138С позволило перевооружить ими новые части, и в Норвегии появились вооруженные этими машинами 2./Ku.FI.Gr. 906 (летом 1941 г.), З./Ku.FI.Gr. 406 (в декабре 1941 г.) и 1./SAGr. 125 (также в декабре). В июле 1943 г. дислоцированные в Норвегии «Морские змеи» были сведены в группу SAGr. 130 трехотрядного состава. Модификации BV 138В и BV 138С показали себя надёжными и эффективными машинами. Возросшая прочность корпуса позволяла выдерживать тяжелые повреждения от огня противника. Вкупе с высокой мореходностью это также позволило использовать новые тактические приёмы. BV 138 могли вылетать в Атлантику, садится на воду и дрейфовать до появления конвоя. Кроме того, BV 138 имели возможность осуществлять дозаправку с подводных лодок.

Помимо Северной Атлантики BV 138С действовали и на других ТВД. В частности, с ноября 1941 г. на Черном море, базируясь на Констанцу и Варну, воевало штабное звено группы SAGr. 125 и её 3-й отряд, частично вооруженные «Морскими змеями». Самолеты этого типа летали над Черным морем вплоть до конца лета 1944 г. В первой половине 1944 г. на Варну базировался и отряд 1./SAGr. 131 с самолетами BV 138С.

Спуск летающей лодки с авианосца

В мае 1943 г. BV 138 вновь появились над Бискайским заливом — сюда прибыл отряд 3./Ku.FI.Gr. 406, позже реорганизованный в 1./SAGr. 129. На Средиземное море попало относительно немного «Морских змеев» — буквально единичные экземпляры BV 138С с весны 1943 г. базировались на Крите в составе 3./SAGr. 126.

Самолеты BV 138MS входили в состав минно-тральной авиагруппы MSGr. 1, отряды которой действовали на различных ТВД.

К весне 1944 г. количество BV 138С в действующих частях сильно уменьшилось: сказалось прекращение производства и высокие потери в условиях полного превосходства противника в воздухе. Последнее применение зафиксировано 1 мая 1945 года, когда один из BV 138 из 3./SAGr. 130, базировавшейся в Копенгагене, совершил ночью посадку на одном из озер возле Берлина. Он должен был вывести двух курьеров (по некоторым данным, с завещанием Гитлера). Но, из-за неразберихи с документами, вместо них пилот вывез в Копенгаген 10 раненых.

Гидросамолет BV 138, особенно в модификации С оказался весьма удачной машиной. Его продолжительность полета достигала 18 часов, а простота техобслуживания позволяла проводить даже достаточно сложный ремонт силами экипажа после посадки в море. Наличие трёх огневых точек с хорошими зонами обстрела позволяло BV 138 не только успешно защищаться, но даже атаковать противника.

Источник - airaces.ru