Одна из наиболее необычных серийно строившихся летающих лодок, получившая за свой характерный внешний вид прозвище «Fliegende Holzscuh» — «летающий ботинок». Проектирование её началось на рубеже 1933 и 1934 гг., когда были сформулированы требования к гидросамолету дальнего действия — океанскому разведчику. Под руководством Р. Фогта были разработаны три эскизных проекта. Хотя ни один из них не удовлетворял требованиям заказчика в полной мере, «проект 8» выбрали для дальнейшего развития. Он отличался относительно короткой лодкой-фюзеляжем (форма которой и дала впоследствии гидросамолету его неофициальное прозвище), крылом типа «чайка» и оперением, вынесенным на двух трубчатых балках. Развитие самолета было довольно длительным ввиду низкого приоритета программы и проблем с выбором силовой установки. В конечном итоге остановились на трех 6-цилиндровых дизелях Jumo 205, один из которых устанавливался на пилоне над фюзеляжем, а два других — на носке крыла как бы в продолжение хвостовых балок.
Первый прототип На 138V1 впервые поднялся в воздух 15 июля 1937 г., а в следующем месяце вышла на испытания вторая машина с прямым крылом вместо «чайки». Испытания показали неудовлетворительные гидродинамические характеристики и недостаточную устойчивость самолета в полете. Для улучшения качеств машины были внесены существенные изменения, опробованные на предсерийных машинах — в частности, длина лодки увеличилась почти на 3 м (с 12,2 до 15,15 м), а сечение хвостовых балок изменили с круглого на прямоугольное. Самолет получил необходимое оборудование для обеспечения относительно комфортных условий работы и отдыха экипажа во время длительных полетов, а также довольно мощное оборонительное стрелковое вооружение, но бомбовая нагрузка была чисто символической (150 кг) — ведь главной задачей гидроплана была разведка. Поменялось и обозначение в связи с переименованием самолетостроительного отделения концерна «Блом унд Фосс» — с Ha-138 на BV-138.
Поставки предсерийных машин начались в феврале 1939 г., серийных – в апреле 1940 г. До конца 1943 г. изготовили 291 BV-138 (включая прототипы), из них 225 фирмой «Блом унд Фосс» и 66 (в 1942-1943 гг.) — «Везер».
Основные модификации Blohm und Voss BV 138 «Seedrache»
BV 138А — двигатели — Jumo 205С-4 (600 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка MG 204 в носовой башне, 2 7,92-мм пулемета в установках в хвостовой части центральной мотогондолы и в хвостовой части лодки-фюзеляжа. Под правой консолью крыла возможна подвеска 3 50-кг бомб. Экипаж — 5 чел. Изготовлено 6 предсерийных BV 138А-0 и 25 серийных BV 138А-1.
BV 138В — усилена конструкция планера. В носовой и хвостовой башнях установлены 20-мм пушки MG 151/20, в мотогондоле остался пулемет MG 15. Бомбовое вооружение аналогично BV 138А, но в варианте BV 138B-1/U1 возможна подвеска до 6 50-кг бомб (или 3 150-кг глубинных бомб). Выпущено 10 предсерийных BV 138В-0 с моторами Jumo 205С-4 и 21 серийный BV 138В-1 с двигателями Jumo 205D (880 л.с). Поставки завершились в начале 1941 г.
BV 138С-1 — вновь усилена конструкция. Двигатели Jumo 205D. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки MG 151/20 в носовой и хвостовой башнях, 1 13,2-мм пулемет MG 131 в центральной мотогондоле и 1 7,92-мм пулемет MG 15 в оконной установке с правого борта. Бомбовая нагрузка соответствует BV 138А, но возможно усиление в варианте BV 138C-1/U1 — как у BV 138B-1/U1. Такое усиленное бомбовое вооружение получили 164 самолета. Экипаж — 6 чел. Часть машин оборудовалась РЛС FuG 200. Около 70 самолетов снабжено устройствами для старта с катапульт плавбаз гидроавиации. Некоторое количество гидропланов, получивших обозначение BV 138MS, получили оборудование для траления морских магнитных мин. Изготовлено 227 единиц (в т.ч. 66 фирмой «Везер»).
Летно-технические характеристики самолетов Блом унд Фосс BV 138А-1 «Морской Змей»
Двигатели: Jumo 205С-4
мощность, л.с.: 600
Размах крыла, м.: 26,9
Длина самолета, м.: 19,85
Высота самолета, м.: 5,9
Площадь крыла, кв. м.: 108,5
Масса, кг:
пустого самолета: 10 800
нормальная взлетная: 13 762
максимальная взлетная: 16 215
Скорость, км/ч:
максимальная: 264
крейсерская: 237
Скороподъемность, м/с: 3,9
Практический потолок, м.: 3600
Дальность полета, км:
нормальная: 1245
максимальная: 3900
Источник - airaces.ru