На момент начала Второй мировой войны единственной боевой частью, вооруженной гидросамолетами Ar-196А, был отряд корабельных разведчиков 1./Bfl.St. 196, в ноябре 1939 г. была сформирована вторая часть — отряд 5./ Bfl.St. 196. Их самолеты были приписаны к крупным кораблям германского флота — «карманным линкорам», тяжелым и легким крейсерам, а с вступлением в строй — и линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». С началом боевых действий их получали также вспомогательные крейсера, отправлявшиеся для операций на удаленных морских коммуникациях. В сравнительно широких масштабах «Арадо» впервые применялись в ходе высадки в Норвегии в апреле 1940 г. Гидросамолеты вели разведку и осуществляли противолодочное патрулирование. Одной из наиболее интересных операций с их участием стал захват британской подлодки «Сил». 5 мая 1940 г. во время патрульного полета над проливом Каттегат пара Ar-196А-2 из 5./Bfl.St. 196 обнаружила эту субмарину в надводном положении — ранее она получила повреждения, подорвавшись на собственной мине. Самолеты обстреляли «Сил» из пушек и сбросили бомбы, вынудив застопорить ход. Командир подлодки принял решение сдаться, подав соответствующий сигнал. Один из самолетов приводнился, взяв на борт британского командира, а вскоре подошел немецкий корабль, отбуксировавший субмарину во Фредериксхафен в оккупированной Дании.
В сентябре 1940 г. отряд 5./Bfl.St. 196 передислоцировали во французский Брест. Базируясь здесь, гидросамолеты обеспечивали выход в боевые походы и возвращение немецких подлодок. При этом Ar-196А достаточно эффективно противодействовали британским тихоходным патрульным самолетам «Уитли» и Виккерс «Веллингтон». Другим регионом базирования «Арадо» стала Скандинавия. В частности, в Норвегию прибыл береговой отряд 1./Ku.FI.Gr. 706, а в октябре 1940 г. в Ольборге (Дания) сформировали отряд 2./Ku.FI.Gr. 906, получивший машины Ar-196А-4 с увеличенной дальностью полета.
В апреле 1941 г. в рамках подготовки к операции «Барбаросса» на Балтике началось формирование двух новых групп гидросамолетов — SAGr. 125 и SAGr. 126, частично вооруженных Ar-196А. SAGr. 126 пошла в бой уже в мае, действуя на Средиземном море и базируясь в Греции. В её составе Ar-196А был частично укомплектован 2-й отряд, а в феврале 1942 г. прибыл на ТВД и 4-й отряд, также вооруженный такими самолетами. Его разместили на о. Крит. Действовавшие над Эгейским морем гидросамолеты обеспечивали, в частности, проход танкеров с нефтью по маршруту Босфор-Салоники-Афины. Кроме того, на Адриатике действовал вооруженный Ar-196А отряд 2./Bfl.St. 196. Его главной задачей была борьба против югославского партизанского флота.
Группа SAGr. 125 в начальный период войны против СССР воевала на Балтике, в районе Рижского залива. В её составе имелся отряд 2./SAGr. 125, вооруженный гидросамолетами «Арадо». В конце октября 1941 г. его передислоцировали на Черное море, а в феврале 1942 г. — в Грецию, где переименовали в 4./SAGr. 126. После этих передислокаций на Балтике и Черном море действовали откомандированные звенья из состава 1./Bfl.St. 196 и 5./Bfl.St. 196, занимавшиеся прикрытием конвоев и поиском подлодок. Во второй половине 1943 г. в Севастополе появляется отряд 2./SAGr. 125, вооруженный BV 138 и Ar-196А. Во Франции в 1943-1944 гг. действовала группа SAGr. 128, обеспечивавшая действия немецких субмарин. К осени 1944 г. большинство Ar-196А было сосредоточено на Балтийском море, где занимались поддержкой немецких войск, оборонявшихся в Прибалтике.
В 1943 г. 12 машин Ar-196А-3 получила Болгария. Самолетами, получившими местное наименование «Акула», укомплектовали 161-е ято (эскадрилью), базировавшуюся на Варну и Бургас. «Арадо» патрулировали акваторию Черного моря, а в послевоенное время эксплуатировались до начала 50-х гг. Другой черноморский союзник Германии — Румыния — получила 28 гидросамолетов той же модификации, служивших в 101-й и 102-й эскадрильях.
Два интернированных Ar-196А недолго эксплуатировались в Швеции, а ВВС Финляндии во второй половине 1943 г. — начале 1944 г. использовали Ar-196А-2, одолженный у люфтваффе, для снабжения разведывательных групп за линией фронта.
Трофейные Ar-196А испытывались в Великобритании, а СССР довольно продолжительное время эксплуатировал несколько таких гидросамолетов в составе авиации ВМФ и погранвойск. В 1951 г. даже испытывался модернизированный «Арадо», оборудованный советским мотором АШ-62ИР.
Самый массовый гидросамолёт ВВС Германии Арадо Ar-196А оказался вполне удачной машиной, неплохо зарекомендовавшей себя как в роли корабельного разведчика, так и патрульного гидросамолета берегового базирования. Мощное пушечное вооружение позволяло ему эффективно поражать малые плавсредства, а неплохие летные и маневренные качества — даже выступать в роли истребителя для борьбы с вражескими тихоходными самолетами.
Источник - airaces.ru